Регионы

Случайное изображение

2231.jpg

Святой ключ (Ложок) г. Искитим

Святой ключ (Ложок) г. Искитим

Новосибирская область » Искитим

В 70-ти километрах от Новосибирска в Искитимском районе находится поселок Ложок. В 30-е годы здесь находился отдельный лагерный пункт №4 штрафного лагеря «всесоюзного» значения СИБЛАГа.

По имеющимся данным, именно в нем была расстреляна группа священнослужителей. Приговоренные попросили разрешения самим себя отпеть. После расстрела многих сбрасывали в траншеи еще живыми и закапывали. Некоторые свидетели того расстрела помнят, как из под толщи земли еще долго раздавались стоны. А позже, рядом с этим полем и открылось русло родника. Народ пошел к нему, т. к. прошел слух, что вода имеет целебную силу. Тогда был дан приказ взорвать родник. Но спустя некоторое время он забил вновь. Второй раз взорвать родник уже не решились...

Родник с целительной водой сегодня обустраивается. Он широко известен как «Святой ключ» и не только в новосибирской области. Над родником — поставлен макет часовенки. Ниже родника расположена купель, где желающие могут искупаться в живительной воде. На холме у источника построили небольшую деревянную часовню, где верующие могут помолиться за убиенных Спасителю и Богородице.

Тайна воды святого источника

Слава о чудесном природном источнике Святой ключ в Искитиме давно преодолела границы нашей области. Родник, возникший на месте одного из самых страшных сталинских лагерей, в котором мучительной смертью умерло немало невинных людей, не мог не привлечь к себе всеобщего внимания. Для верующих Святой ключ стал местом паломничества, многие считают воду этого источника целебной. И вместе с тем периодически по городу ползут слухи о том, что воду из Святого ключа пить попросту вредно. Вот и нынче перед Крещением все вдруг заговорили про некий скотомогильник, через который якобы течет родник. Кто знает, может быть и правда не бывает дыма без огня? Вот мы и решили это выяснить. Для начала мы собрали все версии, которые высказываются по поводу загрязненности источника. Их оказалось четыре. Во-первых, чаще всего "смущает умы" расположенная неподалеку свалка. А как иначе, конечно, при таком соседстве поползут разговоры про нехорошие мусорные стоки. Во-вторых, после того как летом на той же свалке обнаружили баллоны из-под хлора, в Ложках стали поговаривать о том, что баллоны были ржавыми насквозь, и ядовитое вещество могло попасть в родник и отравить его. В-третьих, один из опрошенных заявил, что в источнике большая концентрация свинца, в несколько раз превышающая предельно допустимую. Правда, осталось непонятным, откуда возникло такое предположение. И, наконец, в-четвертых, совсем недавно пошли разговоры о том, что ключевая вода бежит через старый скотомогильник и может стать причиной вспышки какого-нибудь опасного заболевания. Этот слух, так сказать, свежачок, но уже успел распространиться по городу. По крайней мере, до редакции он дошел из нескольких абсолютно разных и независимых друг от друга источников.

Проверить все эти сведения оказалось, как это обычно водится, гораздо сложнее, чем собрать. Для этого пришлось связываться с лабораториями, проводить экспертизу воды, беседовать с городскими и районными экологами, поднимать журналы о прошедших в доисторические времена в нашем городе и районе эпизоотиях, хранящихся в ветеринарной службе, вспоминать обстоятельства расследования летнего ЧП на свалке, проведенного местным отделением МЧС, трясти старые архивы и встречаться со священнослужителями, оберегающими Святой ключ. Правда, надо признать, что во всей этой истории даже после такого пристального изучения остались "белые пятна", однако в целом их стало все же гораздо меньше. Но обо всем по порядку.

Начнем, пожалуй, с лабораторных исследований прошлых лет. Воду в Святом ключе несколько раз исследовали разные лаборатории. Наиболее тщательно родник изучали в 1997 году, говорят, на это потратились некие коммерсанты, которые в то время планировали построить на продаже ключевой воды свой маленький бизнес. Так или иначе в 97-м государственное предприятие "Новосибирская геологопоисковая экспедиция", подведомственное министерству природных ресурсов РФ, провело полномасштабное гидрогеологическое исследование источника подземных вод "Святой ключ". Подробный отчет о результатах изучения занял несколько десятков страниц. Копия этого отчета хранится у настоятеля ложковского храма отца Игоря. В рамках этого проекта пробы из родника направляли для лабораторного изучения состава и свойств воды в Томский НИИ курортологии и физиотерапии. По данным их исследования это пресная гидрокарбонатная натриево-кальциевая вода с небольшой минерализацией (0,4-0,6 г/дм3). Правда, томские ученые пришли к выводу, что ее нельзя причислить к разряду лечебных и лечебно-столовых вод, но все же отметили ее чистоту и свежесть. Как следует из их заключения "качество вод соответствует требованиям ГОСТа 2874-82 "Вода питьевая" и САНПиН 2.1.4.559-96… Положительными моментами является практически полное отсутствие в воде железа (а значит и марганца), …а также отмеченное содержание растворенного СО2 в количествах 21-42 мг/дм3. Естественная углекислота придает подземным водам приятный и освежающий вкус". Действительно, во всей Новосибирской области подземные воды отличаются своей железистостью. И это настоящая проблема для тех населенных пунктов (а их большинство), где водоснабжение осуществляется из подземных источников: жители постоянно жалуются на "ржавую" воду и на неистребимые оранжевые разводы на посуде, в чайниках, кастрюлях, раковинах, унитазах… А что остается от такой воды в организме, и подумать страшно. Так что Святой ключ в этом отношении нетипичный для нашей области источник. Никаких отклонений по свинцу и другим тяжелым металлам или токсическим элементам томичи также не заметили. Но вместе с тем ученые отметили один неблагоприятный фактор, как они выразились "некоторое санитарное неблагополучие подземных вод родника", которое объяснили свободным доступом для населения к источнику и отсутствием у него зоны санитарной охраны 1-го пояса, в пределах которой должны соблюдаться определенные требования.

Кстати, научные светила проверили родниковую воду и на содержание серебра. До сих пор многие считают, что именно благодаря ионам серебра вода в Святом ключе такая чистая и вкусная, но, оказывается, еще в 97-м томичи выяснили, что драгоценный элемент тут не при чем. Серебра в воде родника нет, что, в общем-то, тоже огорчает, настолько мы уже привыкли в него верить.

А вот более современный документ, датированный февралем 2005 года. Это протокол с результатами анализа воды из родника Святой ключ, который провели специалисты искитимского испытательного лабораторного центра "по просьбам трудящихся". Из него следует, что ключевая вода по химическим и бактериологическим показателям отвечает требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02. И больше того - значительно превосходит их. Это при том, что санитарные правила и нормы составлены для водопроводной воды, которая, как известно, проходит через многоступенчатую систему очистки. А тут природный источник со свалкой по соседству. Тем не менее никакого бактериального фона, запаха, осадка, и содержание различных химических примесей значительно ниже требуемого СанПиНом, в том числе железа, нитратов, хлоридов, марганца, меди… Отдельно скажем о свинце, поскольку им особенно интересовался один из наших читателей: при допустимой концентрации в 0,03 мг/л обнаружено всего лишь 0,0002. А это полностью опровергает нашу версию №3 о многократном превышении предельно допустимой нормы содержания свинца.

Документы говорят о том, что еще совсем недавно вода в роднике была чиста, как слеза. Ну а сейчас? Ведь с каждым годом поток паломников к Святому ключу увеличивается, и это может влиять на его состояние. И, возможно, действительно уже повлияло. В конце января по нашей просьбе искитимский центр гигиены и эпидемиологии провел еще одно исследование родниковой воды. Анализ показал, что по санитарно-химическим показателям проба по-прежнему соответствует требованиям СанПиН, а вот по бактериологическим - нет.

-Это значит, что вода опасна в бактериологическом отношении, - прокомментировал полученные результаты главный врач Центра Сергей Селюнин. - Однако сейчас рано делать какие-то выводы, невозможно сказать что-то определенное по этому поводу. Только после мониторинга за качеством воды по временам года - зимой, весной, летом и осенью - можно будет судить, происходит ли постоянное загрязнение водоносного горизонта, определить источник загрязнения. Ведь состояние природных источников не стабильно и может колебаться. Так что возможно мы зафиксировали временное явление. Вполне допускаю, что на состоянии родника мог сказаться крещенский бум, люди замутили воду, а мы отбирали пробу несколько дней спустя после праздника. Чтобы уточнить результаты, мы взяли повторную пробу воды, но результаты анализа еще не готовы.

Вероятнее всего, действительно это последствия 19 января. В этот день на Святом ключе побывали сотни, если не тысячи людей, желающих искупаться и набрать крещенской водички. Правда, кто-то набирал воды чисто символически, а некоторые приезжали с многолитровыми бутылями и флягами, словно намеревались запасти воды на год вперед. При этом не обращали внимание на то, что вода настолько мутная, что вряд ли они станут ее пить. Конечно, после такого суточного взбалтывания родника потом в лаборатории можно ожидать каких угодно результатов.

Экологи тоже говорят о том, что активная антропогенная деятельность вокруг родника только вредит ему. Это касается в том числе и ложковской свалки. Руководитель городского отдела экологического контроля Виктор Баулин считает, что расстояние в триста метров предохраняет родник от нехороших стоков, но все же переносить свалку от такого уникального природного объекта, как Святой ключ, необходимо. Как говорится, от греха подальше. Городские власти последние несколько лет решают вопрос, как это сделать. Процесс несколько подзатянулся, но хочется верить, что рано или поздно это все-таки произойдет. Руководитель районного отдела экологического контроля Сергей Панов высказался более категорично и уверен, что свалку необходимо убирать, поскольку все равно какие-то нечистоты вместе с грунтовыми или талыми водами могут попадать в источник. Так уж получилось, что городской полигон для утилизации бытовых отходов м-на Ложок оказался на районных землях, к тому же не соответствует никаким санитарным нормам, а потому районные власти все настойчивее требуют убрать это безобразие со своей территории.

Словом, экологи и народ сошлись в едином мнении: мусорные кучи не могут не влиять на родник. Но все-таки это утверждение имеет один изъян: остается непонятным, как до сих пор родник оставался кристально чистым (а это признают буквально все), при том, что свалка по соседству с ним существует уже полвека. Поэтому нашу версию №1 о мусорных стоках пока оставляем под вопросом, до того времени как будет проведен годовой мониторинг состояния воды в источнике.

Теперь о баллонах с хлором. По весне новосибирский ОБЭП обнаружил на ложковском полигоне для утилизации бытовых отходов несколько десятков емкостей из-под хлора, зарытых в грунт. Находка наделала шума, сразу пошли разговоры об утечке этого ядовитого вещества. Кто-то предположил, что яд просочился вплоть до Святого ключа. На самом деле баллоны были пустыми, сообщил представитель искитимского отделения МЧС Алексей Аксаментов. На месте происшествия эксперт из Новосибирска удостоверился в отсутствии утечки. Как выяснилось позднее, на свалку баллоны вывезли с ложковской насосно-фильтровальной станции (НФС), где хлор используется для очистки воды. То же самое рассказал и главный городской эколог Виктор Баулин. Опустошенные баллоны, прежде чем оказаться на свалке, около тридцати лет пролежали на НФС. Они действительно очень старые, сейчас такие даже не выпускают. За это время, даже если там и оставалось какое-то количество хлора, все давно выветрилось, заверил эколог. Но в то же время, коль скоро на баллонах была соответствующая маркировка, их нельзя было ни выбрасывать, ни даже сдавать в металлолом, а следовало утилизировать по всем правилам. Так что все эти баллоны после некоторых проволочек отправились за пределы нашей области на специализированное предприятие для утилизации. Опять же лабораторные исследования воды также не подтверждают версию о заражении хлором. А значит и версия №2 не нашла своего подтверждения.

Остается скотомогильник, через который якобы несет свои многострадальные воды Святой ключ. Поначалу мы предполагали, что уж эту версию будет проверить очень просто. Ведь наверняка должны существовать карты или схемы, где обозначены все скотомогильники нашего района. Но как оказалось, старинные ветеринарные архивы - довоенных и военных лет - не в полном объеме сохранились до наших дней. Схемы захоронений животных, например, утеряны. Зато сохранились отметки в журналах о всех прокатившихся по городу и селам эпизоотиях. Особое внимание - вспышкам сибирской язвы. Как объяснила руководитель управления ветеринарии Искитимского района Светлана Жбанова, возбудители всех прочих болезней погибают под действием простых солнечных лучей, а споры сибирской язвы могут сохраняться в земле невредимыми веками. Потому до настоящего времени ведется работа по восстановлению этих сведений, собираются свидетельства очевидцев. В Искитиме сибирская язва свирепствовала в 1932 и 1948 годах. Где хоронили скот, неизвестно. Получается, что разговоры могут иметь под собой почву? Вдруг павший скот закапывали неподалеку от Святого ключа? Однако Светлана Юрьевна заверила, что это не так. В отсутствие схем захоронений приходится искать косвенные указания. Так, в свое время было заведено, что при выделении земельного участка под строительство, требуется согласование от санэпидемстанции, ныне Роспотребнадзор, и управления ветеринарии. Эксперты берут пробы почвы и в лабораторных условиях исследуют ее на предмет обнаружения возбудителей сибирской язвы. Иными словами потерянные захоронения ищут методом исключения. И прежде чем в районе Святого ключа были выделены земли под храмовое строительство, здесь также были произведены отбор проб и лабораторный анализ. Спор сибирской язвы не обнаружили.

Хотя, наверное, нельзя полностью исключить вероятность того, что в этих местах хоронили скот, павший от какого-нибудь другого заболевания. Пожалуй, нам так и не удалось полностью опровергнуть версию №4 о скотомогильниках - только в той ее части, которая касается опасного заболевания. Но с другой стороны и достоверного подтверждения этой версии тоже нет. Если существуют очевидцы тех событий, которые могут подтвердить, что рядом со Святым ключом когда-либо хоронили скот, просим их обратиться в редакцию "Конкурента" или управление ветеринарии. Ну а пока этого не произошло, будем надеяться, что никаких скотомогильников возле родника все-таки нет.

А пока идут споры о "большой" свалке, мало кто замечает, как возле самого родника идет непрерывная борьба с "малой". Ведь где бывают люди, там всегда остается мусор. А где бывает много людей, остается много мусора. Служители ложковского храма в честь живоносного источника несут каждодневную вахту на берегу ручья. К сожалению, до сих пор местные жители могут принести сюда и выкинуть бытовой мусор, или набрать из родника воду и побросать в ручей пустые, не пригодившиеся пластиковые бутылки, летом отбоя нет от шумных компаний, решивших здесь отдохнуть на природе. А потому возле водосвятной часовни, где набирают воду, постоянно дежурит сторож - следит за порядком и чистотой на берегах. Отец Игорь, настоятель ложковского храма в честь живоносного источника, просит посетителей на Святом ключе соблюдать простые правила - не курить, не пить, не бросать мусор.

- Наша задача сохранить этот уникальный источник, - говорит отец Игорь. - Для того мы и построили тут все эти сооружения, чтобы вода в Ключе была чистая. Водосвятную часовенку специально поставили на каменных опорах, воронку под ней периодически промываем и очищаем от водорослей, для этого откачиваем из нее воду. Кстати, воронка отгорожена таким образом, чтобы в нее не попадали талые воды. В этом году перенесем автомобильную стоянку подальше от Ключа - не менее чем на 50 метров, продолжим благоустраивать территорию…

Святой ключ - уникальное место, где соединились редкие природные качества воды и исторические корни. Не удивительно, что сюда тянутся люди из разных уголков нашей области. И как иной раз бывает обидно за нас, искитимцев, норовящих залезть в родник с ногами, чтобы набрать пару-тройку фляг и еще с десяток канистр, словно в последний раз, а, уходя, бросить в ручей какую-нибудь бумажку или недокуренную сигаретку. При таком варварском отношении с нашей стороны стоит ли пенять на скотомогильники и свалки?

Сегодня первый день весны. А значит совсем скоро начнет таять снег, потекут ручьи, поднимется река. И горожане уже внутренне готовы, что из крана снова потечет мутная «запашистая» вода. Что и говорить, весеннее таяние снега не лучшим образом отражается на качестве водопроводной воды. Хотя, конечно, в это время предпринимаются более сильные меры по ее очистке, да и эксперты Роспотребнадзора не дремлют. Но знаем ли мы, потребители, насколько чиста весенняя водица? Удается ли городским службам удерживать качество питьевой воды на том уровне, которого требуют санитарные правила?

Святой ключ в Ложке

Об этом Чуде рассказал мне батюшка Валентин, из церкви Сретения Господня:

- Для православных людей времена были тяжкие. За Веру в Господа нашего Иисуса Христа человека могли не только свободы, но и жизни лишить. Только - только отгремела революция. Все церкви позакрывали. Все колокола наземь посбрасывали. Всех священнослужителей лишили приходов. А иных в лагеря сослали, чтобы дух сломить и заставить от веры отречься.

В Ложке, что неподалеку от Искитима, был такой лагерь. За миску "пустой" похлебки там заставляли людей работать в карьере от зари до зари - мрамор добывать. Работа невыносима тяжелая и для здорового-то человека, что уж говорить об изможденных пытками, голодом да преклонным возрастом?
До поры - до времени, пока люди из сил напрочь не выбивались, их использовали. А не можешь работать - прямая тебе дорога в лог: хворых, изнуренных там расстреливали. Сколько в лагере ложковском душ православных полегло, никто толком и не знает...

По рассказам старожилов, как-то раз не смогли выйти в карьер сразу несколько узников; все - православные священнослужители. Им в лагере особо тяжко приходилось, и вот - слегли. Вывезли их в лог, и всех до одного расстреляли.

Сколько их было? Одни говорят, девять. Другие - шестнадцать. Третьи - двадцать. Словом, расстрел тот был массовым. Обреченные на смерть не роптали. Но обратились к палачам с просьбой истинно православной - разрешить им отпеть себя заживо. Не смогли палачи отказать, позволили...

А спустя почти год на месте расстрела земля стала влажной-влажной, словно кровь невинно убиенных просочилась, чтобы напомнить о том злодеянии, что здесь совершено было.
И в скором времени там ключ забил. Вода в нем чистейшая! Пьешь эту водицу - и никак напиться не можешь. А еще ложковские жители приметили, что она обладает чудотворной силой - от многих хворей исцеляет, в безверных веру вселяет.

Молва о чудной воде из Святого Источника быстро разнеслась далеко за пределы Ложка. С тех пор сюда откуда только ни приезжают люди! Даже из Америки и других зарубежных стран не раз приезжали поклониться этому святому месту.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

Узнав об Источнике, я, конечно, тут же захотела там побывать. А батюшка Валентин согласился стать моим проводником. Можно было бы отправиться в Ложок на электричке: всего-то и надо - доехать до остановки "65-ый километр" в направлении Искитима, а там - через железный мост да по утоптанным тропочкам совсем недалеко. И заплутать невозможно.

Да только ноги с возрастом крепче и сильней ни у кого не становятся. Тем более, у человека, пережившего блокаду Ленинграда и получившего во время Великой Отечественной три тяжелых ранения. Поэтому решила я не истязать батюшку утомительной прогулкой, а заказать такси.

Частные таксисты заломили за свою услугу 250 рублей. Таксующие фирмы оценили ее еще выше. По телефону 3-13-13, например, диспетчер сообщила: "Минимум - 250 рублей. Но если у источника таксисту ждать придется, тогда больше". А по по телефону 5-10-20 я услышала и вовсе невероятный расчет: "200 рублей - до Ложка, обратно - полцены, 100 рублей. Да за простой заплатите по 100 рублей за час". И лишь по телефону 2-23-33 я услышала приемлемое: "150 рублей - туда, 75 -обратно. За то время, что вы воду в Святом Источнике будете набирать, ничего платить не надо". Услугами этой фирмы я и воспользовалась. ...

Тревожная сизая дымка над трассой вынуждала водителя быть предельно внимательным, а нас - пассажиров - задумчивыми. Отчего земля дымом окурилась? Неужто леса горят? Вроде бы, рано - не было еще такой засухи, чтобы вспыхнули они от чрезмерного зноя. Никак за грехи людские? И следом новое испытание - полное небо змей! Жуть-то какая жуткая - желтые, синие, красные, всех цветов радуги! У меня в первый момент, как я эту картину увидела, сердце замерло, а батюшка Валентин в седую бороду улыбается: "То-то ребятишкам забава! Воздушный змей - это самая что ни на есть весенняя игрушка. Этот змей не страшен. Иное дело - тот, что Адама и Еву в искушение ввел. От общения с ним и до безбожия недалеко".

На дорожном указателе "Ложок. 2,5 км." стрелочка указывает путь, который предстоит нам одолеть среди белоствольных берез, окутанных зеленой дымкой листвы. Секундное разногласие, возникшее между водителем и батюшкой Валентином о выборе дороги, ведущей к Святому Источнику, обернулось спокойным, но уверенным наставлением батюшки: "Какой дорогой ни поедешь, все они приведут к источнику". С тем и поехали дальше.

Высокий холм странной формы, напоминающий место погребения некоего гигантского существа возник внезапно. Батюшка Валентин вздохнул непритворно: "Вот оно, место хранения взрывчатки да пороха для работы в карьере. И в те времена оно было. И сейчас есть.

И солдаты с оружием в руках его охраняют. И колючей проволокой оно огорожено. Теперь и до Святого Источника недалеко. Не успел вымолвить наш "проводник" эти слова, как извилистая пыльная дорожка вывела еще к одному крутому холму, увенчанному бревенчатой избушкой с православным крестом на крыше и иконой Богоматери с младенцем на руках. Под этим домиком и берет начало родник.

На вершине холма сгрудились автомобили, под ним - людей множество. Прихватив с собой "тару", спускаемся по склону мимо потемневших от времени безымянных деревянных крестов. Тени мечутся по траве, создавая ощущение присутствия еще большего количества людей, чем те, что набирают воду из источника. Ступая по камушкам, не боясь поскользнуться, подходим ближе. На металлической табличке, прикрепленной к лицевой стороне избушки, читаю стихи, слова которых журчат, что твой ручей: "Нам чудесный родник подарила земля, В нем такая вода, что не сыщешь в округе.

Не ценить это место святое нельзя, Берегите его, пожалуйста, люди!!!" "Христос воскресе", - приветствует батюшка Валентин собравшихся возле кристально-чистой воды. "Воистину воскресе, святой отец". Вот нам уже и место уступают, потеснившись на каменном настиле...

Склонившись над водой со словами "Господи, благослови!", батюшка Валентин огорченно вздыхает: "А вот денежками они напрасно Святой Источник загрязняют. Молодежь, наверное, это делает. Не знает, как себя вести в святом-то месте". Воду набираем бережно и трепетно. Во всяком случае именно эти чувства испытываю я, впервые здесь оказавшаяся и сомневавшаяся, что доведется увидеть чудо наяву.

Тонкая жилочка, обрамленна воздушными пузырьками, пульсирует сквозь водную гладь, не замутненную никакими примесями, словно ландыш на глазах расцветает и увядает, растворяясь в толще воды. Один ландыш. А вот второй. И третий! А вот еще! Еще! Сколько же их? Вопросительно смотрю на батюшку. И он, словно услышав мой немой вопрос, говорит: "Никто не знает, сколько здесь душ православных загублено. Может, если бы взялись все ключи сосчитать, узнали бы истинное число убиенных. Да только все спехом-спехом -наберут водицы и по домам расходятся, разъезжаются"...

Смотрю зачарованно на чудо, бьющее из недр земных, и диву даюсь - не иссякает ведь! Наш водитель, не усидев в автомобиле, нагревшемся под полуденными солнечными лучами, спускается к нам - помогать набирать воду святую...

Мужчина средних лет в легком подпитии с бравым видом подходит ближе. "А вы откуда будете?" Узнав, что мы почти соседи - из Бердска, заводит разговор. "Я тут частенько бываю. Едва похмелье мучить начинает, бегом сюда. Как рукой снимает". Боясь, наверное, осквернить слух батюшки Валентина "хмельной ересью", мужчина заговорщецки прикладывает руку к груди: "Знаю, бражничать - грех великий. .Но не могу перед этим распроклятым змием зеленым устоять". И уходит тихо-тихо... Домой? К жене? К детям? Может, одумается? Бывают же чудеса...

Еще один паломник помогает спуститься с крутого холма моложавой женщине, которая идет несколько неуклюже - огромный живот мешает изображать грацию газели и пластику лебедушки. За отцом с матерью топают двое мальчишек - погодки. У каждого из счастливого семейства в руках пластиковые бутылки. Слышу тихий шепот взрослых: "Господи, благослови!" Мальчишки вторят родителям. Ни о чем не спрашиваю. И без того ясно - веруют.

Наполнив все припасенные бутылки водой, пьем из ковша. Вода кажется сладкой- сладкой! "Списываю" это ощущение на "личное восприятие момента". Ни о чем не спрашиваю. Умываемся в ручье, вытекающем из крохотного озерца под избушкой. И карабкаемся наверх - к машине. Отдохнувшие - от суеты сует. Очистившиеся - от будничной повседневности. Утолившие жажду - духовную.

Батюшка Валентин только на минутку останавливается на косогоре, вдыхает полную грудь воздуха, густого от весенних ароматов, и говорит торопливо, опасаясь, наверное, задерживать "служивых людей": "А вон там, чуть пониже, еще один источник бьет. И озерцо там поболее этого будет - настоящая купель. Когда сюда молодые венчаться приезжают, обязательно окунаются в эту купель - от грехов очищаются. Веруют, что жизнь у них будет от этого долгой и счастливой. И совершенно справедливо веруют. Чистота Веры - она на то и чистота, чтобы не быть замутненной никакими сомнениями и противоречиями".

Справа и слева, сколько глаза видят, на фоне изумрудной зелени первой травы - мохнатые подснежники, яркие солнечные стародубки. Обратный путь короток. Батюшка Валентин, глядя из окна автомобиля, замечает: "Стародубок-то сколько нынче расцвело! Есть цветочки просто красивые. А этот - хорош и лицом, и по сути своей. Настой из него делают. От головной боли избавляет.

Каких только красот да чудес Господь не сотворил на земле, чтобы человеку лучше жилось!" Уже подъезжая к Бердску, замечаю, что глаза у водителя чуть грустинкой подернулись. Первая мысль - у него-то воды нет из Святого Источника. Напрасно съездил? С радостью, без сожаления расстаюсь с одной из своих многочисленных "полторашек" из-под заводской минералки. Взгляд веселеет. Вот и слава Богу! Коллеги в редакции весело потирают руки: "Давай-ка попробуем". Пробуют. Причмокивают. Водица не успела согреться - студеная! Каждый "бульк" льется в кружки с почти волшебным хрустальным звоном.

И вдруг... звучит тот же вопрос, который и меня озадачил: "А почему она сладкая?" Ответ приходит сам собой: Хорошего да сладкого на земле больше, чем горького да злого". Обыкновенная с виду вода пользуется невероятным "спросом" у друзей и соседей. Всем наливаю. Не жалко! Еще съезжу! На электричке. И тут же в голове возникает вопрос: почему паломничества совершаются обязательно за тридевять земель, когда святые места вот они - по соседству? Большое видится на расстоянии? Ох, и слепы мы в своем неведении и неверии.

К СВЯТОМУ ИСТОЧНИКУ в Ложках едут из-за гор и лесов, пересекая государственные границы и преодолевая многокилометровые расстояния. Потому что вода в, том источнике, как гласят предания, исцеляет от многих бед. Бесплодные семьи детьми обзаводятся. Разлученные любимые в мире живут до гробовой доски. Неходячие больные встают на ноги.

Сомневающиеся находят единственно правильный ответ. Во всем вода поддержку дает - хоть в телесных, хоть в духовных начинаниях. ...
А в Бердске нет человека, который бы облегчил горожанам возможность добираться до Святого Источника. Ну, хоть бы разок в неделю, раз в месяц, - туда и обратно автобус пускали! И пусть бы бердские водители туда все по очереди ездили, чтобы каждый мог воды из источника набрать и домочадцам привезти.

Родник, Святой источник Искитима в Ложке

Родник, Святой источник Искитима в Ложке

Верующим людям, как в Новосибирской области, так и за её пределами, хорошо известен Святой источник, находящийся недалеко от станции Ложок Искитимского района Новосибирской области.

Здесь на территории нынешнего микрорайона Ложок г. Искитима с 1929 по 1956 год действовал лагерь особого строгого режима (СибЛОН). По свидетельству очевидцев это был самый жестокий "каторжный лагерь, известный за бесчеловечность к заключенным всего Союза. По сути дела, это был лагерь уничтожения: неотвратимый силикоз убивал его заключенных в течение полугода. Вместе с уголовниками и штрафниками, отбывающими большие сроки за тяжкие преступления, в особой зоне лагеря помещались политические заключенные, священники. Эти люди были не виновны и теперь реабилитированы.

Множество православных священнослужителей и мирян приняли в лагере мученическую кончину. Одни умерли от непосильной работы, другие от побоев и издевательств, некоторые были расстреляны. После войны лагерь был закрыт, хотя колючая проволока и сломанные охранные вышки до сих пор напоминают людям о тех страшных временах.

Но самым главным напоминанием является родник, который чудесным образом начал бить из-под земли на месте захоронения расстрелянных священников.

Уже не один десяток лет православные христиане совершают паломнические поездки к Святому ключу, чтобы помолиться святым новомученикам и получить исцеления от своих душевных и телесных недугов.

И будем помнить слова, сказанные Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II: «Наш долг перед памятью жертв безбожного террора — служить великому делу духовного возрождения нашего Отечества и единения народа в спасительной вере, дабы никогда более не повторилась трагедия братоубийства».

Настоятель прихода в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» г. Искитима - священник Игорь Затолокин много прилагает сил для того, чтобы увековечить память всех людей, перенесших ужасы режима. Для этого решается вопрос о предании Святому Ключу статуса памятника истории.

Искитимский музей совместно с обществом «Мемориал» ведет сбор материалов о невинно репрессированных в 30-50-е годы.

Людмила Петровна Милютина возглавляет искитимское отделение общества «Мемориал».

Работая в искитимской милиции, Л. П. Милютина начала собирать сведения об особом лагерном пункте № 4 Сиблага, располагавшемся в поселке камнеперабатывающего завода. Благо, делать это было не трудно: в Искитиме до сих пор живут как бывшие заключенные, так и сотрудники лагеря в Ложках.

Рассказывает Людмила Петровна Милютина: « В 1963 году, когда я приехала в Искитим, увидела странные темные углубления в глинистом обрыве. Странные и тревожащие. В этих норах еще жили люди.»

Местные жители тогда объяснили Людмиле Петровне, что «пещерное поселение» создали бывшие заключенные лагеря в Ложках. У молодой женщины заныло сердце: ее отец, витебский художник П. П. Яблоков, был безвинно репрессирован в 1937 году. Мать рассказывала, что во время обыска новорожденную Людочку грубо вытряхнули из пеленок.

Беседы с очевидцами складываются в страшную летопись.

Уроженец Искитима В. А. Маркеев свидетельствует, что не раз слышал название родного города, с ужасом произносимое в лагерях Магадана и Колымы, отправить заключенного в Искитим означало послать его на верную гибель.

ОЛП-4 Сиблага был, по сути, лагерем уничтожения. Заключенные работали в известковых карьерах, где ядовитая пыль быстро разъедала ткань легких. Тем, кто уже не мог выходить на работу, паек не полагался.

— В лагере было женское отделение на 3000 человек. — рассказывает бывший агроном подсобного хозяйства В. М. Бутченко. — Среди них, я слышал, многие были женами "врагов народа". Помню, как на утреннем разводе женщины с плачем умоляли меня именно их взять на работу в поле. Но многим и этот считавшийся легким труд был уже не по силам: ежедневно трое—четверо человек из огородной бригады умирали во время работы.

Умерших отвозили не дальше окрестных оврагов. Недавно в искитимскую городскую газету пришло письмо от гражданина Соколова — он рассказывает, что во время войны пас поселковых коров вблизи лагеря и натолкнулся на свежее захоронение. Трупы были слегка присыпаны, но коровы, видно, почуяли их, стали тревожно мычать и рыть копытами землю...

Сколько и каких людей измолола в "лагерную пыль" каторга в Ложках? Говорят, в лагере была тюрьма для особо опасных уголовников-рецидивистов, но они не ходили на работу в карьеры. П. М. Моргунова, работавшая в предвоенные годы секретарем Ложковского сельсовета, помнит, что в перепись 1939 года из лагеря подавались списки и среди них один особый: в нем не было фамилий, а только лишь номера заключенных. Чьи фамилии опасались назвать?

Поселок Ложок нынче неузнаваемо преобразился. На месте тюрьмы вырос прекрасный Дворец культуры, кирпичные многоэтажки потеснили бараки.

Старые карьеры затоплены. Рядом с ними еще сохранились развалины бараков из дикого камня, валяются мотки колючей проволоки.

Людмила Петровна Милютина убеждена, что остатки ОЛП-4 Сиблага могут и должны стать музеем. Не менее впечатляющим, чем Хатынь.

Люди, лишенные чести, имен и могил, взывают об этом. Как бы ни было тяжко, мы обязаны честно посмотреть в лицо прошлому.

В настоящее время на Святом источнике приходом «Живоносный источник» ведутся строительные работы. Построен крестильный храм, часовня над источником. Строится храм.


25 июня 2006 года впервые состоялся Крестный ход от Преображенского собора города Бердска до святого источника на ст. Ложок. Он объединил верующих нескольких городов епархии: Новосибирска, Бердска, Колывани, Искитима и некоторых других. Некоторые специально приехали в Бердск, чтобы пройти весь путь, другие присоединялись по пути следования. Общая протяженность маршрута составила более 30 километров. На его преодоление ушло 6 часов.

13 августа 2006 года на Святом источнике Владыка Тихон освятил закладной камень храма в честь Новомучеников и исповедников Российских.

Приход нуждается в молитвенной и финансовой поддержке. Приходской совет будет признателен всем благотворителям, оказавшим поддержку церкви в возрождении морали, духовно-нравственных ценностей Отечества. Помощь Божия да сопутствует и милость Божия да пребудет над оказавшими помощь в строительстве храма-купальни на Святом источнике. Да не оскудеет рука дающего.

 

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

ryazanskaya_640x480_0035.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info