Регионы

Случайное изображение

55hram-pp.jpg

Святой источник Савватия Оршинского деревня Савватьево

Святой источник Савватия Оршинского  деревня Савватьево

Тверская область » Калининский район » деревня Савватьево

Пожалуй, самый знаменитый в Тверской области святой источник находится в деревне Савватьево Калининского района. По преданию, святой колодец был выкопан здесь еще в XIV веке самим преподобным Савватием Оршинским на месте его отшельнических подвигов, так же как и прудик, расположенный в лесу недалеко от пещерки, в которой жил преподобный старец.

В период атеистических гонений колодец и прудик были засыпаны, пещерка полностью разрушена. И лишь только в 2000 году был восстановлен колодец, а два года спустя и пруд. И неиссякаемой вереницей вновь поехали паломники в Савватьево, чтобы искупаться, набрать святой воды и помолиться на месте духовных подвигов преподобного Савватия, пустынника тверского, игумена Оршинского, чудотворца.

Вот что пишут про этот источник любители путешествовать на автомобилях: "Следующим пунктом были Святые источники Святого Савватия. Задача казалась легкой: на первом мосту через Волгу пересечь реку и потом держаться правее. Карты Твери у нас с собой не было, но вроде как, и искать ничего в Твери не требовалась. На деле, все оказалось не так просто: вначале мы никак не могли выехать к мосту, потом, переехав великую реку, никак не могли повернуть направо. В результате, когда мы наконец-то повернули, оказалось, что уехали мы уже слишком далеко.

Где-то на окраине Твери, у какого-то рынка, я остановился, чтобы спрашивать дорогу, но и тут оказалось все не так просто. Все-таки, пришлось покупать карту, благо, она оказалась в соседнем киоске «Союзпечати». Карта была интересная, на ней был только центр города (нам хватало), зато был описан туристический маршрут, объединяющий все интересные памятники и достопримечательности Твери. В эту поездку сама Тверь нас пока не интересовала, но на будущее может очень даже пригодиться. Кстати, там же на карте-путеводителе, было немного и любопытной информации о Твери.

В частности, интересно рассказывалось о том, почему «Новый мост» в Твери фактически старше «Старого». Вместе с Николаевской железной дорогой в Твери строится и первый постоянный мост через Волгу, а в 1900-м году возводится мост через Волгу для пешеходов и транспорта. Мост этот на долгие годы стал настоящим украшением Твери, ее визитной карточкой. Легкий, ажурный, как бы сплетенный из металлических кружев, он очень органично вошел в силуэт древнего города, и получил название «Старый мост». Не одно десятилетие верой и правдой служил он городу, по нему ходили пешеходы, ездили повозки, а затем автомобили, была проложена трамвайная линия. В годы войны при отступлении нашей армии мост был взорван. После освобождения города от фашистов «Старый мост» восстановили, но все увеличивающееся количество транспорта подталкивало власти к мысли о том, что городу нужен в центре еще один мост через Волгу. Его строительство начинается в 50-е годы, и горожане до сих пор называют его «Новый». История этого моста очень интересна: основой для него послужили фермы, решетки бывшего Николаевского моста в Петербурге. Николаевский мост через Неву был первым чугунолитейным мостом в России. Однако незадолго до Великой Отечественной войны он становится тесен для Ленинграда. Мост разбирают, строят новый, современный мост лейтенанта Шмидта, а конструкции старого моста передают жителям Калинина, и они монтируются на берегах Волги. Таким образом «Новый мост» значительно старее «Старого моста». Сегодня пять мостов соединяют правый и левый берега великой русской реки в черте города.

Наконец, с помощью карты, еще несколько раз спрашивая дорогу, нам удалось вырваться из улочек Твери на дорогу, ведущую к Орше. Проблема ориентации в Твери вызвана, на мой взгляд, излишним количеством мелких улочек и переулочков между частными домиками, каждый из которых имеет свое название. Для жителей больших городов такие проезды не воспринимаются как улицы, достойные упоминания, а воспринимаются как местные проезды. Мы искали, например, первый правый поворот после моста, считая, что это будет большой поворот, такой, к какому мы привыкли. Оказывается, нам надо было поворачивать в узенький местный проезд между домами – это и есть нужный поворот. Такое количество мелких улочек и вводит автолюбителя из большого города, оказавшегося в Твери, в заблуждение.

Искали и спрашивали мы Вознесенский Оршин монастырь. До поездки мне было не понятно, источники Савватия Оршинского следует искать все-таки в районе деревни Савватьево или в районе монастыря. Из сайта монастыря следовало, что современные монашки ходят на эти источники крестным ходом, значит они где-то рядом. С другой стороны, в самой деревне Савватьево так же восстанавливается монастырь – Савватьева Пустынь.

Искать ничего не пришлось. Свернув, как и было рекомендовано, с дороги Тверь-Орша направо перед мостом через Оршу, мы увидели несколько машин и людей с пустыми емкостями для воды. Естественно остановились. Оказалось, что эти люди приехали из Твери за водой из «Святых источников Савватия Оршинского».

Несколько родничков, небольших по силе, истекают из песчаного склона, в непосредственной близости от самой реки. На деревьях несколько иконок, информация о житии Савватия – вот и все, что указывает на святость места. Люди, сами предложили пустить нас без очереди, чтобы попить воды. Многие говорили, что ездят сюда всегда из Твери, уж больно вода хорошая. Вода действительно оказалась очень приятной на вкус.

Река Орша, в месте источников, не широкая. Мне она напомнила Протву у нас в деревне под Можайском, где в детстве я проводил все лето. Наверное, в Орше тоже можно купаться летом, но Тверчане, скорее всего и это понятно, предпочитают Волгу. Погуляв немного вдоль берега Орши и уточнив еще раз дорогу до монастыря, мы решили все же доехать до него.

Вначале нам повстречалась белая часовенка, явно вновь построенная, но удачно вписанная в окружающую природу. Потом, на обратном пути, мы останавливались около нее. Часовенка эта и есть единственное пока здание восстанавливающегося монастыря Саватьева Пустынь.

Дорога, фактически все шесть километров, от деревни Савватьево до монастыря, петляла между деревьями, по лесу. Нас окружали вековые сосны. Красота неописуемая, тишина и сквозь верхушки сосен пробиваются лучи солнца. Чем-то дорога напоминала дорогу к Иверскому монастырю на Валдае, только еще в более глухом, пустынном месте. Но там мы были в мае, а сейчас картина была дополнена чистым белым снегом. Участок дороги до Оршиного монастыря оставил самое запоминающееся впечатление от этой поездки.

Вдруг впереди показалось несколько женских фигур в черных одеждах. Это были монашки, которые выгуливали в лесу собак. Еще несколько поворотов и мы выскочили в деревню и впереди справа увидели блестевшие на солнце купола Храма.

Один из самых древних на Тверской земле, основанный в XIII – XIV веках, Оршин монастырь был изначально мужским. Весьма обширный и значительный тогда в Тверской епархии, он издавна управлялся архимандритами и славился строгостью жизни своих иноков, любивших безмолвие и молитвы. О былом значении обители свидетельствует тот факт, что на земский собор 1613года, на котором избирался первый русский царь Михаил Федорович Романов, в качестве выборного от Твери был направлен настоятель именно Оршина монастыря архимандрит Иосиф. Под государственным актом, в числе других, стоит и его подпись.

Сейчас немного осталось от былого монастыря – каменная ограда и один единственный каменный Храм, несколько служебных построек. Но жизнь здесь идет. Не в первый раз, за время наших поездок, мы убедились, что в действующих женских монастырях туристов встречают как-то благожелательней, чем в мужских. Монашка-привратница, дежурившая на воротах, увидев нас, поздоровалась и сказала что-то типа: «Вы, наверное, хотите зайти в Храм. Так служба уже кончилась. Вы постучите, громче, там матушка такая-то старенькая, она Вам откроет…». Мы прошли по пустынной, но ухоженной территории к Храму.

Чтобы зайти в Храм действительно пришлось постучаться. Нас пустили, не ругались, что в не урочное время, а напротив заботливо указали нам на самые чтимые иконы. Мы смогли поставить свечи. Среди икон посмотрели мы и старинную икону Савватия Оршинского, одного из небесных покровителей монастыря. Старушка в Храме действительно рассказать много не могла, зато поговорили мы с монашкой-привратницей. Девушка рассказала нам, что сейчас известно порядка семи источников Савватия, кроме того, чудом сохранился «Святой колодец» рядом с остатками его пещерки. Монашка была на источниках всего один раз, с монастырским крестным ходом. Искренне сожалея, что толком объяснить, как найти к колодцу тропинку в лесу она не сможет, монашка посоветовала нам остановиться у белой часовни в Савватьево и там спросить. Я, наверное, сделал что-то не так, когда искренне предложил ей проехаться с нами до источников и колодца. «Что Вы, что Вы – у меня послушание, я никак не могу…, не искушайте меня…» - в ее голосе прозвучало, как мне показалось, и грусть тоже. Не знаю, не могу понять, что должно случиться в жизни, чтобы молодая, красивая, общительная девушка выбрала добровольно монашеское затворничество, ограничив весь мир – стенами монастыря, лишив себя добровольно свободы распоряжаться своим временем."

 

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

hram-sn13.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info