Регионы

Случайное изображение

889sp-sobor.jpg

Храм Божией Матери "Живоносный источник" в с. Большая Валяевка

Храм Божией Матери

БОЛЬШАЯ ВАЛЯЕВКА Пензенского р-на. По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери Живоносного Источника (по-другому, Живоносной Источницы). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню (она впервые фиксируется в 1704 или 1705 г.), а затем и переселились сюда. Некий помещик Савичев построил здесь и церковь, а само село первоначально назвал Богородским. Такова основная, самая распространенная легенда, но вот Владыка Серафим, к примеру, упоминал о явлении в Валяевке Самой Богородицы.

Согласно документам, первая церковь Божией Матери Живоносного Источника была построена в 1704-1705 г. Местным помещиком Павлом Валяевым. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню.

Каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Савича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. Рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносного Источника. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже - к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.

От иконы Живоносной Источницы много раз происходили исцеления, документально подтвержденные. Так, одна больная женщина, уже собравшись в Валяевку, почувствовала себя лучше, а когда отслужили молебен - совсем выздоровела; другая крестьянка, не владевшая ногами, была привезена к источнику на тележке, а от него уже добралась домой на костылях, и вскоре совершенно поправилась. В 1828 г. одна крестьянка из Ермолаевки, болевшая девять лет, исцелилась сразу же после того, как дала обет посетить Валяевку. В 1831 и 1845 гг., во время эпидемий холеры, икона Живоносного Источника переносилась в Пензу, и болезнь отступала.

Среди богомольцев, посещавших Валяевку, в 1820-х - начале 1830-х гг. был и юный Федор Буслаев, будущий ученый-филолог и акакдемик. Когда в конце 1880-х гг., в старости, он писал свои воспоминания, то вспомнил и «село Валяевку, куда ходили на богомолье к источнику святой воды».

Перед революцией в среде студентов, особенно семинаристов, сложилась традиция посещения источника перед экзаменами и после них. Крестьяне соседних уездов приходили сюда сотнями. Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и день Отдания Пасхи. В 1915 г. при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Валяевку прошел крестный ход во главе с архиепископом Владимиром. Очевидно, подобные крестные ходы бывали в то время не один раз; последний из них относится к 1924 г.

В 1920-х гг. в Валяевке служил диаконом священноисповедник Иоанн Оленевский. Он также советовал своим духовным чадам брать воду и купаться в источнике для исцеления.

В 1932-34 г. Храмовый комплекс в Валяевке был закрыт. В храмах разместились колхозная заправка и овощехранилище. Но они уцелели, из всего комплекса снесли только колокольню. Паломничество на 9-ю пятницу продолжалось. Часовня в 1958 г. была даже отремонтирована на колхозные средства. Но уже в мае 1959 г. было намечено отобрать у верующих ключи от часовни. В том же году источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.

В середине 70-х гг. двое валяевцев вспомнили легенду о том, что вода подведена из-под собора по серебряным трубам, и решили их откопать. Под предлогом чистки родника, с помощью глубинного насоса они решили откачать воду и посмотреть, какие же там трубы на самом деле. Но когда вода спала, то раздался взрыв, насос разнесло. Позже появилась легенда, что некто хотел откопать драгоценные трубы, но его тут же разорвало на части.

Только решением облисполкома от 6 июня 1985 г. Животворный родник был объявлен водным памятником природы, и посягательства на него прекратились.

В 1996 г. в Валяевке был открыт молитвенный дом и с 1999-го начата реставрация часовни (завершена в 2000), на которой теперь укреплена мемориальная доска с надписью: «В память о прошлом и с верою в будущее свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание часовни «Живоносный источник» внесли генеральный директор «Арко» Кучеренко Иван Павлович с сотрудниками. 7.01.2000 г.».

Чудотворная икона за советские годы была утеряна. Ее чудом сохранившийся список с 50-х годов пребывал в Митрофановском храме Пензы, а крестным ходом 22-25 августа 2000 г. его перенесли в Валяевку.

В конце 2003 г. началось восстановление малой Казанской церкви. Первая архиерейская литургия в ней прошла 16 апреля 2004 г., 2 сентября Владыка Филарет освятил кресты и купола, а 4 ноября, на престольный праздник, протоиерей Сергий Лоскутов с духовенством провел службу в уже восстановленном храме. За труды по восстановлению церкви Александр Анатольевич Чернышев, директор «Пензтяжпромарматуры», был награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. 

2 мая 2003 г., 2 сентября 2004 г., 6 мая 2005 г. и 28 апреля 2006 г. Валяевку посещал архиепископ Филарет. В 2005 г. о Валяевских святынях был издан красочный буклет. 23 декабря отмечалось 300-летие основания комплекса. Торжественный вечер, посвященный этому, прошел в рамках фестиваля «Золотой венок Пензенского района».

С 2006 г. началось восстановление и самого собора Божией Матери Живоносного Источника. Его планируется завершить в 2008 г.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

1103824.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info