Регионы

Случайное изображение

44georg-sobor.jpg

Пензенские родники, святые источники

Пензенская область » Пенза

Самый значимый городской родник – без сомнения, Живоносный источник около Преображенской церкви. Его история начинается еще в 1764 г., когда над родником близ Спасо-Преображенского монастыря была построена деревянная Преображенская часовня. В 1804-м вместо нее была сооружена новая – также деревянная, а в 1850 г. купец А. Н. Часовников возвел здесь каменную церковь Божией Матери Живоносного Источника с часовней в нижнем этаже. Он просуществовала до 1930-х, сохранились ее снимки 1929 года работы Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова.

В часовне находилась чудотворная икона Божией Матери Живоносного Источника. В 1831 г., во время эпидемии холеры, пензенской дворянке Мазыриной во сне было повелено отслужить молебен перед этой иконой, что она и исполнила, после чего все ее больные домочадцы выздоровели.

Сохранились еще два свидетельства об исцелении посредством воды из источника. Александр Иванович Субочев, коллежский асессор, описал, как в 1818 г. у него на ноге «открылась обширная рана», так что ногу даже хотели ампутировать, но он на это не согласился. Как-то, проходя мимо часовни, он повстречал старичка, в котором впоследствии признал Николая Чудотворца, и тот посоветовал промывать рану водой из Преображенской часовни и присыпать землей оттуда же. Субочев исполнял это трижды, и совершенно излечился.

В 1819 г. парализовало мещанина А. Кондратьева. Врачи уже отказались от его лечения, признавая это бесполезным. Как-то ночью больному привиделся старец, повелевший омыть руки и ноги водой из источника и испить ее, что было сделано, и Кондратьев через некоторое время поправился.

Источник существует до сих пор, он находится во дворе частного двухэтажного дома по ул. Салтыкова-Щедрина, 11, и вытекает по трубе ниже самой улицы к Суре, где к нему сделаны ступеньки. Но перед этим поток уже шел между частными огородами и туалетами, да и к трубе стекает грязь с дороги и сбрасываются помои. В целом состояние источника, чтимого некогда всем городом, весьма удручающее...

Другой пензенский Святой родник находится в лесу, на берегу озера в овраге за ул. Вишневой, ниже южной стены военного городка. Он чтится народом давно, в 1999 г. здесь были устроены скамейки, три мостика через болотца, забетонированное водовместилище-купальня (правда, вода сюда не набирается), поставлен крест. В окрестностях этого источника показывают еще два, чтимых как святые: на противоположном берегу озера, у «обкомовских дач», и в самом овраге, в конце улиц Вишневой и Овражной – закрытый родниковый колодец (напор воды регулируется ручкой). Святость этих двух ключей никак не обозначена и не подтверждена.

Святой водой называют родник (в прошлом колодец) в Веселовке, на нижней стороне ул. Ставропольской, в котором праведные люди видели икону св. Иоанна (Крестителя). Сейчас над самим родником поставлена башенка с деревянным крестом на стене, вода вытекает ниже. На Крещение здесь проходят водосвятные молебны.

В июне 1958 г. в Кривозеровском родниковом колодце близ разъезда Кривозеровка местный мальчик Ваня увидел лик Богородицы (предполагают, что Казанской). Он побежал и рассказал обо всем матери. (Этот человек жив и сейчас, но, к сожалению, помнит только то, что все рассказал матери). Несмотря на атеистические времена, верующие сразу же потянулись к новому святому месту. Но власти тоже не растерялись, и вскоре колодец закрыли на замок, а в «Пензенской правде» опубликовали по этому поводу очередной антирелигиозный фельетон (согласно которому, Ваню подкупили монашки, тогда как на самом деле его никто не подкупал). Тем не менее, почитание родника продолжалось и в 60-х – 70-х. Говорят, в одной семье, где брали отсюда воду, дети никогда не болели. А пассажиры поездов, останавливавшихся на разъезде, специально спускались к нему за водой.

Вода из этого родника Пресвятой Богородицы действительно чистая и вкусная, и обладает, говорят, целебными свойствами. В отличие от всех соседних водных источников, желтоватых, перенасыщенных железом, вода здесь всегда чистая.

К сожалению, сейчас Кривозеровский родник мало известен даже среди местных жителей. Он находится под железнодорожной насыпью, в километре к югу от Кривозеровки. В свое время родник был заключен в сруб, от которого почти ничего не осталось. Из остатков сруба по железобетонному отрезку трубы струится вода. По нескольким топким местам проложены доски и шпалы.

Пройти к роднику можно, во-первых, по железнодорожной насыпи, миновав бывшую площадку разъезда и мост. У первых трансформаторных будок и двух пар столбов (первый с пометкой «3-4») следует спуститься на этой же стороне вниз. Во-вторых, можно пройти через коттеджный поселок с трассы, ведущей в Мичуринский. Но с этой стороны сложнее определить ориентир, и дорога сильно заболочена.

В полутора-двух километрах южнее микрорайона Арбеково, за железной дорогой, на Лысой горе, расположены еще два святых родника. Если идти к ним от проспекта Строителей, то по ул. Собинова следует дойти до ул. Ладожской, через гаражи пройти к железнодорожной линии и пересечь ее. Сразу за насыпью, от родникового колодца, в кустарник уходит тропинка. Через некоторое время разветвится.

Если идти направо, на юго-запад, вдоль высоковольтной линии, и у первой опоры свернуть направо в лес, то попадешь на Ближний Арбековский родник. Он был благоустроен сравнительно недавно, в начале 2000-х гг., по программе «Родники»: обложен камнем и забетонирован, сверху устроен четырехскатный деревянный навес, в овражек спускается железная лестница. Рядом укреплены иконы Божией Матери Казанской и Николая Чудотворца. На Крещение на этом источнике совершаются водосвятные молебны.

Чтобы попасть на Дальний Арбековский родник, который считается основным, необходимо на развилке повернуть налево, на юго-восток. Около недостроенных домов следует свернуть направо, в лес, на саму Лысую гору. Вскоре от основной дороги налево, вниз, свернет тропинка. Она и идет в овраг, где бьет Дальний родник. Он хорошо обустроен: железная лестница, лавочки, изгородь, кормушки для птиц. На дереве укреплена икона Спасителя. Дальний родник вероятно, почитается святым дольше, чем Ближний.

На оба источника постоянно идут за водой люди. Поэтому найти туда дорогу не так сложно.

 

Поиск по сайту

Случайное изображение

st-hram03.jpg

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте