Регионы

Случайное изображение

29usp-sobor.jpg

Храм Михаила Архангела в ст. Вешенская

Храм Михаила Архангела в ст. Вешенская

Свято-Михайло-Архангельский приход станицы Вешенской существует с середины XVIII века. В 1786 году был освящен главный престол храма.

Историк И.М. Сулин в 1894 году указывал на богатую утварь и перечислял хранившиеся в ней древности: Евангелие 1744 года, требное Евангелие 1701 года, «Триодь Цветную» 1695 года, Евангелие толковое 1707 года и серебряный потир с прибором 1777 года.

В разное время приход Архистратига Божия Михаила принадлежал разным духовным правлениям. Так, в начале XIX века приход подчинялся Хоперскому духовному правлению, располагавшемуся до 1803 года в станице Мигулинской, а затем в Зотовской станице. После 1804 года благочиние располагалось в станице Усть-Хоперской. Впоследствии центр благочиния находился в станицах Казанской и Вешенской. Много поколений сменилось за более чем два столетия существования храма. Много было и служителей на приходе. Случались в Свято-Михайло-Архангельском приходе далеко не ординарные служители церкви. Свыше шестидесяти лет непрерывно прослужил в нашем храме протоиерей Василий (Василий Андреевич Евсеев). Сын священника Казанской станицы, он в 1837 году окончил Воронежскую духовную семинарию, а в следующем году был рукоположен архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием в сан священника и стал настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода. Много раз ему предлагали более видные места, но он остался служить здесь. Молодые годы он посвятил церковной школе, в которой сам занимался в собственном доме около 10 лет. Затем 25 лет прослужил в должности благочинного.

В 1860 году Новочеркасский статистический комитет избрал Евсеева в члены-корреспонденты. Он был прост, умен, честен и трудолюбив, причем, по словам современника, не поддавался "человеческой немощи и в старческих летах». Тот же современник, называя жизнь Евсеева «непостыдной жизнью», замечал, что «за всю 60-летнюю службу он не соблазнил своих прихожан худыми делами, не изменял данному им слову и ни с кем не враждовал; показываясь иногда строгим на словах, он на деле всех любил, всем от души желал добра». Евсеев получил известность не только в Вешках - здесь его знал каждый, но и во всей Донской области. «Он имел, - говорилось в некрологе, - все награды, знаки отличия и ордена, какие только возможно получить скромному сельскому священнику, - до Владимира 4-й степени включительно... почтен был палицею, этою весьма редкою для сельского пастыря наградою». Синод пожаловал его саном протоиерея, местное духовенство преподнесло ему в связи с полувековым юбилеем службы в станице золотой наперстный крест с украшениями.

Старый алтарь Свято-Миахило-Архангельского храма, станицы Вешенской, Умер Евсеев в марте 1899 года «старейшим и заслуженнейшим в Донской Епархии протоиереем», и на похороны, несмотря на неудобство сообщения по случаю таяния снега, за несколько десятков верст (с Задонской стороны и реки Чира) съехалось множество его бывших прихожан, пожелавших отдать последний долг любви почившему».

У батюшки Василия Евсеева сын, внук, зять и внучатый зять были священниками, и о них долго еще говорили: «Это сын (внук, зять) отца Василия. Естественно, авторитет таких служителей церкви, как Евсеев, был среди станичников и хуторян исключительно высок и не мог не отражаться на авторитете Церкви.

Тем более, что в ее рядах встречались искренние ревнители просвещения народа, люди, пытавшиеся помогать населению в различных его бедствиях. Только в 1891 году газета «Донская речь» сообщала об «инициативе новой и в высшей степени симпатичной» - при Вешенской церкви организуется «библиотека книг по сельскохозяйственному отделу, которой будет заведовать местный священник», и о том, что протоиерей Евсеев и староста второй церкви в Вешках передали в пользу голодающего населения России 158 рублей 36 копеек, из них 68 рублей так называемых «кружечных», а остальные - из средств церквей и их служителей, в том числе и упомянутого старосты.

Церковная жизнь в Вешках и округе и связанная с ней жизнь казаков шла так же, как и жизнь всей России - были периоды подъема и смуты.

Смута постепенно проникала и в жизнь вешенцев. Уже в 1876 году в «Донской газете» сообщается, что «в Вешенской станице появилась секта перекрещенцев, распространяющаяся в последнее время настолько успешно, что последователей ее можно встретить в значительном числе в станицах Усть-Хоперской, Александровской, Глазуновской и Скуришенской, между которыми есть и наши церковные. Обряд свой они совершают с большой таинственностью, непременно в глухую полночь, в близлежащей реке или озере, почему знать о существовании их могут только одни однохуторяне их и станичники. «Верно, уж последние времена приходят», - сказал нам однажды с глубоким вздохом старик-раскольник по поводу разговора с ним об их заблуждениях. «Из чего же это видно, дедушка?» - спросили мы. «Как же! - был ответ, - в одной старообрядческой ныне семье нашей держатся трех вер: муж беспоповец, жена австрийка (сторонница Австрийской иерархии), сын перекрещенец, и уж внук будет либо хлыстом, либо скопцом, или чем-нибудь еще того хуже; думаем, думаем и не знаем, к какому берегу пристать». Смута в головах и сердцах зрела долго и выплеснулась в революционное бунтарство и неповиновение не только властям, но и духовенству. Так, набравшись бунтарского духа, житель станицы Еланской Иван Сердинов, будучи чтецом и певчим в Свято-Никольском храме станицы Еланской, собирал в церкви кружок и тайно что-то читали и обсуждали. А когда прихожане хотели донести властям, их предупредили: «Попробуйте сделать...» После свержения монархии в России и революционного бунта красный террор прокатился по вольным казачьим станицам.
Троицкая церковь, станица Вешенской, 1930 годЗакрывались и разрушались храмы, духовенство забирали и расстреливали. В 1937 году был разрушен Троицкий храм в станице Вешенской, а Свято-Михайло-Архангельский приход был закрыт, и помещение храма было использовано под зернохранилище. В этот период его пытались взорвать безбожники, но М. А. Шолохов заступился за храм, и он остался цел.

Во время Второй мировой войны храм уцелел, но сильно пострадал, были утеряны алтарь и колокольня. Бомба, сброшенная с немецкого самолета, пробила главный купол храма, но не взорвалась и упала на зерно. Позже выяснили, что вместо тротила внутри бомбы был песок.

Приход открылся в 1946 году. С этого времени до наших дней на приходе служили священники: Димитрий Попов, Федор Забияка, игумен Серафим (Убрановский Николай Александрович; был благочинным Вешенского благочиния с 1954 года по 1958 год), Андрей Желобов, Евлогий Шеприкевич, Михаил (Ромашко), Сергий Богуславский, Анатолий Жакулин, Александр Тараканов, Вениамин Бурдин, Владимир Поляков.

Поиск по сайту

Случайное изображение

moscow346.jpg
При подготовке материалов сайта были использованы следующие источники:
SVYATO.INFO
VIDANIA.RU
PALOMNIKI.SU

-----------------------------------

Реконструкция Великой Отечественной Войны

Сейчас 38 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте