Регионы

Случайное изображение

9yar-chud.jpg

Храм Михаила Архангела (Свирская) в г. Смоленск

Храм Михаила Архангела (Свирская) в г. Смоленск

Стоит на высоком холме над Днепром, в западной части города. Возведена князем Давидом Ростиславичем (княжил в Смоленске в 1180-97 гг.) и входила в комплекс загородного княжеского двора.

В нач. 18 века подверглась значительной перестройке: переложены верхние части стен и своды (подпружные арки и барабан были при этом сохранены), частично изменен декор фасадов, пробиты большие восьмигранные окна в стенах притворов, а в кон. 18 или в нач. 19 века - круглые окна по осям фасадов основного объема, выше примыкания притворов. В 1775-85 гг. храм обнесли невысокой сплошной кирпичной оградой (разобрана в 1-й пол. 20 века) с надвратной колокольней (1780) в северо-восточном углу.

В 1963 году были устроены кровли церкви по проекту П.Д. Барановского, восстановлены первоначальные проемы над притворами и удалены наслоения кон. 19 - нач. 19 века. С 1978 года шла научная реставрация фасадов и интерьера по проекту С.С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой. Стены сложены из плинфы. На фасадах выступающие ряды кладки чередуются с заглубленными. Встречается лекальная плинфа (для декоративных элементов) и трапециевидная (в оконных откосах). Фасады были оштукатурены. Части здания, сложенные из кирпича в нач. 18 века, были побелены по тонкой известковой обмазке.

Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления кон. 12 века, которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму. Композиция одноглавого четырехстолпного крестово-купольного храма в три света усложнена пристройкой трех равновеликих двухъярусных притворов по осям южного, северного и западного фасадов. Притворам отвечает очень высокая полукруглая апсида. Боковые части алтаря понижены и имеют внешний прямоугольный абрис при скругленном внутреннем. Небольшие полукруглые апсиды первоначально были также у южного и северного притворов, в нижних ярусах которых размещались приделы, а в верхних - хоры.

Фасады храма имели трехлопастные завершения. Видимо, так же завершались грани квадратного постамента главы. В убранстве использованы декоративные пояски - зубчатые, из уступчатых нишек, поребрика, а также рельефные кресты, бровки над проемами. Особую выразительность зданию придают пучковые лопатки (первоначально с полуколонкой посредине). Западный фасад воспринимается как главный. Вертикальная динамика здесь усилена дополнительными обломами в угловых лопатках.

Внутреннее пространство храма также отличается сильно выраженным вертикализмом. Крещатым столбам отвечают лопатки на внутренней стороне стен. Цилиндрические своды рукавов креста оканчиваются лотками, над пониженными угловыми частями - своды четвертные. Своды над нижними ярусами южного и северного притворов выломаны. В западных стенах первоначально были проходы, соединявшие оба его яруса с пространством храма, заложены. В западных стенах первоначально были проходы объединявшие хоры в верхних ярусах всех трех притворов. Вход на хоры находился в северной стене западного притвора. Внутри основного объема с стенах устроены большие прямоугольные ниши (арксолии). Стены, своды, оконные откосы (внутренние и наружные), а также киоты на фасадах имели фресковую роспись (сохранились фрагменты). Первоначальные полы были из поливных керамических плиток.

Кирпичные стены колокольни побелены. Ее трехъярусная композиция слагается из четверика с арочным проездом и двух восьмериков, почти равных по ширине. Над пологой шатровой кровлей - легкий восьмигранный барабан под граненым куполом с луковичной главкой, увенчанной шпилем. Ярусы декорированы пилястрами и неширокими межъярусными поясами. Над арками звона выложены тонкие бровки.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

hram_igorya_chernigovskogo_v_peredelkino.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info